Казалось бы, все должны быть открыты к конструктивной критике, так ведь? А как иначе донести свою точку зрения до человека?
Главная проблема критики в том, что она всегда непрошена. То есть люди высказывают свое мнение о чем-либо, когда их об этом не просили. Кажется, у Сартра был такой эпизод, когда два персонажа встретили девушку с ребенком:
— Это ваш ребенок в коляске?
— Да, — улыбнулась мама.
— Боже, ну и урод. Но не волнуйтесь, долго он не протянет.
Вполне может быть, что это конструктивно и даже может являться истинной правдой. В этом диалоге вся суть критики: она непрошена и всегда с переходом на оценочные суждения. Поэтому люди всегда будут воспринимать подобное как нечто неприемлемое! Я могу критиковать своего ребенка. Ты можешь критиковать своего. Но ты не смеешь критиковать моего ребенка! И этим условным «ребенком» может быть все, что люди искренне любят или считают родным. Креативщики и художники, например, относятся к своим творениям, как к детям. Именно поэтому так много ругани в комментариях под постами в соцсетях. Или другой пример, люди любят ругать и критиковать свою страну за те или иные недостатки. Но они становятся крайне раздражительны и агрессивны, когда их страну смеет ругать кто-то чужой.
Любая критика — это прежде всего насильственный акт и воспринимается как «отвержение». В книге «Бессознательный брендинг» Дугласа Ван Праета описывается интересное исследование. Ученые доказали, что эмоция «отвержение» интерпретируется мозгом, как физическая боль. Иными словами — критика причиняет физические страдания. Так что после критики придется выпить обезболивающее. И да, обезболивающее действительно помогает при душевных страданиях, и это тоже доказанный факт.
В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: и что теперь — замолкнуть и только хвалить?
Разумеется, нет. Но вместо критики лучше использовать обратную связь. Это принципиально разные понятия. Во-первых, обратную связь всегда просят, когда людям нужно узнать чужое мнение. Правда, бывают случаи, когда вам нужно высказаться, но вас об этом не спрашивают, что делать? Лучший способ — это самому спросить у человека, хочет ли он получить обратную связь по данному вопросу/проекту. Чаще всего люди отвечают «да, давай». И тогда вы можете высказать, что хотели.
Во-вторых, обратная связь отличается от критики тем, что в ней сведены к минимуму оценочные суждения. Т. е. не надо говорить «твоя работа — говно». Это совершенно явная оценка сразу и человека и его работы. Вообще старайтесь вывести личность человека из уравнения и говорить только относительно самой работы.
В-третьих, всегда держите в уме, что вы могли просто что-то не понять или не знать. И именно в силу своего невежества вам что-то не понравилось. Поэтому для начала стоит расспросить человека, как он пришел к такому решению и почему выбрал именно его? Возможно, это не у него проблемы, а ваша картина мира несовершенна.
Кстати, на мой взгляд, лучшим способом указать на несовершенство в размышлениях или результатах в работе является способ Сократа. Помните диалоги Платона? В них Сократ докапывался до истины при помощи вопросов и ответов, которые давали его собеседники. Именно так он выводил на чистую воду софистов, а также заставлял их самостоятельно думать и приходить к правильным выводам. Берите на вооружение.
В-четвертых, критика концентрируется на недостатках. Поэтому старайтесь отмечать также, что вам понравилось, а не только то, что не понравилось. Человека нетрудно обидеть, даже если всего лишь говорить ему правду. Просто помните, что правда — это не только про недостатки, но также и про достоинства. Не забывайте хвалить людей. Но только за дело, иначе это лесть.